Снайперша красивая, а кинцо слабое...
Aug. 15th, 2015 07:41 pmОчень длинные размышления, поэтому если фильм "Битва за Севастополь" не смотрели, лучше их не читайте.
Посмотрел вчерась кино про снайпера Людмилу Павличенко.
Идея фильма хорошая, а вот реализация посредственная. И сценарий слабый, и штампов много, и лакировка образа как-то совком попахивает.
И плохо то, что Людмила Павличенко, одна из самых героических женщин России, заслуживает гораздо лучшего фильма. А не как этот...
...
О Людмиле Павличенко я узнал в третьем классе. Нас тогда принимали в пионеры. Событие в жизни детей тех времен огромное и ответственное. Нас тогда посадили на автобус и отвезли в Москву. Два часа ехали!
Привезли нас на Красную площадь, вроде 22 апреля было, автобусов с такими как мы - видимо невидимо.
И да! Я! Видел! Ленина!
Первым делом нас отвели в Мавзолей, чтобы мы увидели вождя Мировой революции и поклонились ему. А затем уже мы отправились в Музей революции, где и стали пионерами. Гордости и радости были полные штаны.
Когда мы вернулись в родной город, учительница сказала нам, что пионерскому отряду полагается шеф, и предложила нам его выбрать.
Ну, как будто много у нас чего было в голове. Предложили Ленина! Потом Брежнева. В общем, несколько самых известных имен советских руководителей из телевизора.
Учительница их отвергла, сказала, что люди это занятые, ответственные, им не до нас. Да и много желающих взять в шефы Брежнева.
Тут она и предложила нам Людмилу Павличенко. Мы до тех пор никогда о ней не слыхивали, поэтому с большим интересом прослушали краткую лекцию о знаменитой снайперше. И тут же проголосовали, чтобы она стала нашим шефом. Написали всем классом ей письмо и стали ждать ответа...
Ответ пришел через месяц или сколько там, и нас огорошил. А наверное больше всего даже и не нас, а классную руководительницу. Потому что оказалось, что Людмила Павличенко скончалась за несколько лет до описываемых мною событий.
Ну, мы все равно назвали свой пионеротряд ее именем и стали и дальше жить-поживать чистой и наивной детской пионерской жизнью...
И вот прошло много-много лет. Я вырос, жил уже в другой стране и хоть имя Павличенко и помнил, но, не будучи историком, ею как-то не интересовался.
И тут это кино...
По ходу фильма я несколько раз его останавливал и лез в Википедию справляться - так ли оно было? Я по природе человек подозрительный и "лакировку" очень чувствую, долгие годы переводческой работы, когда задумываешься над каждым словом, этому научили. А от фильма определенно "попахивало"...
И чем больше я сравнивал фильм со сведениями, пусть и скромными, из Вики, тем больше росло неприятие фильма. И в то же время становились ясными те моменты из детства - почему, к примеру, училка не знала даже, что героическая снайперша скончалась. И почему вообще о ней в те годы особо не писали, хотя личностью она была известной и занималась серьезной общественной работой. И уж тем более - почему детям не полагалось знать слишком много подробностей о жизни Павличенко...
В чем заключались тайны, которые нам, детям тех времен, не полагалось о ней знать?
1. Как мы видим из фильма, а и является историческим фактом - в 1942 году Павличенко в составе советской делегации побывала в США, где была принята в Белом доме, понравилась жене президента Рузвельта и даже жила в этой резиденции. Прославилась на весь мир тогда Павличенко и своей речью, произнесенной в Чикаго, в ходе которой она обратилась к американцам: "Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?!" (Речь идет о призыве СССР к США побыстрее открыть Второй фронт в Европе).
Данное историческое событие, красной нитью проходящее через весь фильм и являющееся его фундаментом, в разные времена, однако, толковалось по-разному.
И если в годы войны о нем с гордостью сообщали советские СМИ, то...
через тридцать лет, в годы Застоя, упоминание о нем стало неуместным.
На дворе был разгар Холодной войны, США являлись главным врагом, участие Америки в войне на Втором фронте принижалось, а поставки по лендлизу хоть и не замалчивались, но их значение для Победы сводилось к минимуму.
И трубить о том, что советский человек жил в Белом доме и очаровал американскую президентшу, а один известный певец даже посвятил ему песню (Вуди Гатри, "Мисс Павличенко") - никак не рекомендовалось, ибо разрушало образ врага.
2. Второй, и самой главной, наверное, причиной, по которой детям, а и не только им, не рекомендовалось знать слишком подробно о Павличенко, заключалось в месте, где она сражалась и убила более 300 фашистов.
Речь идет об обороне Севастополя.
Согласно советской традиции, продолженной и сейчас, Севастополь - место славы русского оружия, а оборона города в 1941-42 гг. - пример величайшего героизма советских солдат.
Фильм про Павличенко, кстати, тоже почему-то назван не по ее имени, а "Битва за Севастополь" - ну, наверное в связи с аннексией Крыма в прошлом году. В украинском варианте кино называется "Несокрушимая" - что более соответствует идее кинокартины.
Так вот, если отбросить в сторону советскую и нынешнюю пропаганду, Севастополь - место величайших провалов русской армии. Более того, Севастополь - кровавый символ предательства советского руководства в отношении защитников города в Великую Отечественную войну.
В Крымскую город защищали год, но в конце концов пришлось его сдать. Это первый провал.
В Великую Отечественную Севастополь обороняли меньше времени, но проблема не в этом.
Когда город решено было сдать, из него было эвакуировано все высшее руководство армии и крупные партийцы. А простых защитников Севастополя бросили.
Десятки тысяч человек, преданных Кремлем, остались в окружении. По разным подсчетам речь идет о 30 000 до 100 000 бойцов Красной армии.
Начальников спасли и эвакуировали на самолетах и подлодках - моряков и солдатиков просто бросили. Более того, они, по тогдашним военным законам, сдавшись, стали предателями Родины и преступниками.
Вот такой вот Севастополь был в 1942 году.
Естественно, ни о чем таком упоминать в СМИ и книгах в годы застоя не рекомендовалось. Факт сдачи Севастополя не отрицался, а вот о том, что предали и бросили десятки тысяч советских солдат, а их начальство спасли, предпочитали не упоминать...
Вот поэтому детям и вообще народу времен Застоя, не полагалось особо много знать и подробностях боевого пути Павличенко - ведь он пришелся именно на Севастополь. И те, кто поумнее, могли бы задуматься над тем, как поступило когда-то советское руководство с теми, кто защищал страну...
Но вернемся к фильму.
Помните первые кадры - невысокая девчушка-студентка с заплетенными косичками стоит во дворе с однокурсниками. Милая такая, тихая, застенчивая...
А теперь откроем Вики.
В 1937 году, когда это произошло, Павличенко был 21 год и у нее...имелся ребенок пятилетнего возраста!
Да, девушка вышла замуж в шестнадцать лет и в том же году родила. Вероятно, забеременела в 15. Брак был коротким и распался, о судьбе сына Вики не пишет, упоминает лишь, что он скончался аж в 2007 году!
Т.е. с самого начала картины уже наблюдается лакировка и затирание исторических данных, чтобы слепить некий совсем другой образ героини.
Косички замужние русские женщины, а тем более рожавшие, уже не носили, не полагалось. Но это в случае вообще не огрех.
Просто поведение побывавшей замужем женщины, женщины родившей ребенка и занимавшейся законным сексом с мужем - оно совсем не такое, как у недотроги, которую изобразили.
Юлия Пересильд, сыгравшая главную роль, отличная актриса. Но сама роль изначально была построена уже на погрешном и лживом ключе - показывать девственную, застенчивую недотрогу, когда речь шла уже о совсем другой по характеру и опыту женщине...
Девственная девушка Павличенко, показанная в фильме (ведь у настоящего героя биография должна быть белее снега) - уже заставляет вдумчивого зрителя, проверившего в справочниках факт о личной жизни героини, относиться ко всему с подозрением.
Вот, к примеру, момент, когда Павличенко заявляет любимому на войне: "Хочу от тебя сына!".
Бля, я прямо поперхнулся пивом. И сказал в экран: "У тебя ж есть уже сын, которому 10 (!!!) лет! Где он? Ты о нем забыла, что ли?"
Дальше, конец фильма. Показывают, как поседевшая Павличенко сидит в 1957 году в театре, а рядом мальчик-сын. Видимо забеременела от того любимого на войне, которого убили.
Йоптыть! А ведь в тот момент ее настоящему сыну уже было 25 лет!
Не знаю, была ли опять Павличенко замужем, имела ли еще детей, в Вики этого нет...
"Битва за Севастополь" - само заглавие фильма не соответствует его содержанию. Кто в лес, кто по дрова. Кино посвящено не битве, и это прекрасно видно, а личности Павличенко. Неужели надо быть настольким лизоблюдом, чтоб испоганить кино даже заголовком?
Штампы.
Фильм снят совместно с Украиной, часть действия происходит в Одессе.
А что такое Одесса?
Естественно, надо показать карикатурные образы евреев. Какая Одесса без них?
Более того, посмеяться над жидками и их карикатурным местечковым говором - разве не сладко для русского человека? Вот вам жидки, смейтесь.
В фильме русская честная девушка Павличенко чуть было не попала в лапы еврея. Да еще какого! Полного ботаника и очкарика, труса, неспособного защитить свою Родину, что четко подчеркивается в фильме.
Но тут появляются русские богатыри-летчики и выбор задумавшейся девушки уже точно не в пользу трусливого жидка, к чести которого все же стоит сказать, что на фронт он поехал, был врачом...
...Когда картина началась, у меня почему-то вылезли кадры с "ХХ сенчри фокс". Кино сделано на экспорт? Поэтому прилизанное и приличное? Или у меня какая-то другая версия?
Сценарий слабый и недодуманный. И неубедительный. Моментами нам пытаются показать нехороших партийных функционеров - ну, типа того, что руководил советской делегацией в США, ясно, для антитезы Павличенко, но, принимая во внимание приглаживание и стирание других фактов - повторю, неубедительно.
Монтаж тоже плохой.
В общем, картина прилизана и, когда вдумчивый человек начинает проверять факты, его отношение к ней становится совсем отрицательным.
Мое мнение такое: если человек герой, его надо показывать честно - со всем его "багажом", который быть может не совсем приятен или чист. Герои - прежде всего люди. И если они стали Героями - то это благодаря тому, что их хорошие качества возобладали над плохими. Именно за это мы их и чтим.
Когда делаешь кино, посвященное человеку, сражавшемуся за нас в Великой Отечественной войне - надо подходить к делу максимально ответственно. И честно.
Иначе кино принесет больше вреда, чем пользы. Как в случае со многими фильмами.
Такие вот мои размышления сегодня, да...

no subject
Date: 2015-08-15 05:25 pm (UTC)Лет мне было десять, когда сосед, дядя Витя Овсянников рассказал про своего отца. Тот во время войны служил на Черноморском флоте, оборонял Севастополь.
Когда прижали их к берегу и кончились патроны, решили они сдаться. Но перед этим собрали документы и награды. Сложили в диск от ППШ, спрятали в камнях. Сдались. Три года лагерей.Я запомнил фразу: "некоторые от отчаяния в отхожем месте топились". Уже став старше я понял смысл фразы. После победы ещё восемь лет уже наших лагерей. В 1953 году ребятишки нашли диск от ППШ, тот самый. По номеру на ордене Красной Звезды нашли отца дяди Вити.
Я тогда спрашивал, за что дали наших лагерей, да так много? За плен.
Такие дела.
no subject
Date: 2015-08-15 05:27 pm (UTC)Про Павличенко
Date: 2015-08-16 10:44 am (UTC)п.п. А насчет Севастополя - его военное значение кончилось с окончанием эпохи парусного флота. Во время Крымской войны 1856 г. пал после недолгой осады. Во время ПМВ два легких немецких крайсера - Гебен и Бреслау, парализовали весь русский ЧФ. В Гражданской войны его взяла КА. А про ВМВ - нечего и говорить. А вот про брошенных солдат был советский фильм - как они потом сражались в катакомбах
Re: Про Павличенко
Date: 2015-08-17 11:52 am (UTC)no subject
Date: 2015-08-18 08:00 am (UTC)Имахме в лагерчето на Калужка застава (в Москва) едно гордо момиче М., лейтенант-снайперист, същинска царкиня от някоя приказка — алени устни, лебедова осанка, лъскаво черни коси.[2] Тъкмо на нея бе хвърлил око мръсният стар и дебел магазинер Исаак Бершадер.
Это от Солженицина.